ФЭНДОМ

Крупнокалиберные снайперские винтовки Править

Крупнокалиберная снайперская винтовка - снайперская винтовка калибра от 9 мм до 20 мм исключительно. Такие винтовки, как правило, значительно превосходят обычные снайперские винтовки по дальности эффективной стрельбы и энергии пули, а также массе, габаритам и отдаче, что сказывается на области их применения.  

Предками подобного класса оружия можно считать тяжёлые крепостные ружья, использовавшиеся в XIX веке, например, русскими войсками под Плевной во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В течение Первой мировой войны англичане применяли винтовки под сверхмощный охотничий патрон .600 Nitro Express для поражения целей за бронещитами из окопов. А немцы разработали первое в мире противотанковое ружьё, для борьбы с английскими танками - Mauser T-Gewehr под специальный патрон 13,25×92 мм SR, положившего начало современным патронам для крупнокалиберного армейского стрелкового оружия.

Во время Второй мировой войны распространение получили противотанковые ружья, например, советские ПТРС и ПТРД, которые по современной классификации можно смело отнести к крупнокалиберным винтовкам, но невысокая кучность (~5-7 MOA, при приемлемых для снайперов ≤2-х MOA) не позволяет считать их снайперскими. После окончания войны этот класс стрелкового оружия практически перестал существовать по причине резкого усиления бронирования военной техники.

Первой винтовкой «новой волны» стала американская M500, созданная компанией Research Armaments Prototypes (RAP) в 1981-1982 годах для вооружённых сил США, однако настоящая известность пришла к новому виду вооружения только после успешного применения Barrett M82 («Light Fifty») во время войны в Персидском заливе.

Barrett 82a1.gif

Barrett M82 («Light Fifty») (США)

Разработка современных крупнокалиберных снайперских винтовок началась в начале 1980-х годов. Крупнокалиберные снайперские винтовки применяются для выведения из строя легкобронированной и небронированной техники (автомашин, находящихся на земле и низколетящих самолётов и вертолётов и др.), средств разведки, управления и связи (антенн РЛС, спутниковой связи и др.), защищенных огневых точек (стрельба по амбразурам и приборам наблюдения ДОТов и др.), уничтожения неразорвавшихся мин и авиабомб. Также крупнокалиберные снайперские винтовки применяются для борьбы со снайперами противника.

Чаще всего в подобных винтовках используются патроны калибра 12,7 мм (12,7×99 мм НАТО и советский/российский 12,7×108 мм), позаимствованные у крупнокалиберных пулемётов, запаса энергии которых хватает для пробивания штатных армейских средств защиты на всей дальности полёта пули. Из-за больших габаритов и массы подобные винтовки не могут полностью раскрыть свой потенциал в «линейных» подразделениях, чего нельзя сказать о различных группах специального назначения.

В конце XX века возродился интерес к оружию сходному по основным принципам с ПТР Второй мировой войны - во многих странах разрабатываются и принимаются на вооружение крупнокалиберные снайперские винтовки. Основным назначением крупнокалиберных винтовок является поражение защищенных целей - автомобилей, прочей легкобронированной техники. С подачи СМИ их еще называют антиснайперские винтовки, то есть, созданные для уничтожения снайперов противника за счет того, что дистанция стрельбы этих винтовок перекрывает дистанцию обычных снайперских винтовок под .308 патрон.

«Взломщик» современный вариант с пластиковым прикладом и длинным новым дульным тормозом-пламегасителем .jpg

ОСВ-96 "Взломщик" (Россия)

Главной сложностью при стрельбе на большие дальности являются ошибки подготовки исходных данных для стрельбы. Так для винтовки СВД на дальности 600 метров срединная ошибка по высоте (в определении дальности, равной 10 % дальности) - 63 см, срединная ошибка в боковом направлении (определение скорости бокового ветра, равной 1,5 м/с) - 43 см. Для сравнения, срединное отклонение рассеивания СВД для лучших снайперов для 600 м - по высоте 9,4 см, боковое 8,8 см. Срединное отклонение в 63 см соответствует поперечнику около 4 метров.

В культуре

  • В романе «Красношейка» норвежского писателя Ю. Несбё убийца пользуется крупнокалиберной снайперской винтовкой, названной в книге «винтовкой Мерклина».

Примечания

1.      ГОСТ 28653-90 «Оружие стрелковое. Термины и определения»

2.     Дон Миллер. Снайпер. Минск, «Харвест», 2000. стр.232-236

Литература

  • Монетчиков С. Оружие российского спецназа или крупнокалиберные снайперские винтовки // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. - М.: ООО «Витязь-Братишка», 2013. - № 7. - С. 32-35.
  • Федосеев С. Оружие российского спецназа: крупнокалиберная снайперская винтовка // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. - М.: ООО «Витязь-Братишка», 2000. - № 9. - С. ?-?.
  • Мосалев В., Ушаков В. Крупнокалиберные снайперские винтовки // Солдат удачи : Ежемесячный журнал. - М.: Изд-во «Мейкер», 2008. - № 6 (165). - С. 51. - ISSN 0201-7121.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики