ФЭНДОМ

Вооружение Править

125-мм гладкоствольная пушка 2А82-1М Править

125-мм гладкоствольная пушка 2А82-0.jpg

125-мм гладкоствольная пушка 2А82

Датчик учёта изгиба ствола.jpg

Датчик учёта изгиба ствола

Люк ыброса поддонов.jpg

Люк ыброса поддонов

Автомат заряжания.jpg

Первые экземпляры танка были оснащены 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82-1М (в необитаемой башне, с полностью дистанционным цифровым управлением), разработки Завода № 9, имеющей возможность вести огонь в движении. В наличии датчик изгиба канала ствола от

нагрева для учёта в баллистических вычислениях

(закреплён в небольшом контейнере над стволом). Орудие выполнено с

внутренним легированием ствола, что кардинально повышает его ресурс. Дальность поражения целей до 7000 метров и скорострельность 10-12

5587211.jpg
5587084.jpg

Гладкоствольная пушка 2А82-1М

Ящик с дополнительным боекомплектом.jpg

Ящик с дополнительным боекомплектом

выстрелов в минуту. Орудие 2A82 обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучшее орудие НАТО - 120 мм пушка L-55 германского танка Leopard-2A6, хотя ствол российского орудия на 60 см короче..Орудие способно стрелять как существующими боеприпасами 125-мм орудия 2А46М, так и новыми перспективными боеприпасами. Особенностью автомата заряжания 2A82 является возможность стрелять длинными боеприпасами до 1 метра длиной, что критично для подкалиберных бронебойных снарядов повышенного могущества, таких как «Вакуум-1» сходного с M829A3 для Абрамса. С учетом того, что наиболее вероятно Т-14 будет практически применяться в локальных войнах против старых танков стран третьего мира, то, скорее всего, 2А82-1М останется основным орудием за счет преимущества в два раза большем боекомплекте перед другим вариантам орудия калибра 152-мм, которое, вероятно, будут иметь меньшее число экземпляров Т-14.

152-мм гладкоствольная пушка 2А83 Править

На часть серийных экземпляров Т-14 также будет установлено 152-мм орудие 2А83. В феврале 2016 года

GFLxv .jpg

началась процедура военной приёмки Т-14, включая версию танка со 152 мм орудием. Орудие 2А83 имеет бронебойность подкалиберного снаряда более 1000 мм, что заведомо превышает бронирование современных танков, и поэтому эксперты оценивают орудие как избыточное относительно и так мощнейшего, среди танковых орудий мира, 2A82-1M. Для сравнения - Абрамс последней модификации М1А2 имеет эквивалент бронирования от БОПС ~900 мм (не путать с эквивалентом 1350 мм от моноблочныхПТУР). Аналитики Минобороны США в своем отчёте отмечают, что для 152 мм орудия разрабатывается Росатомом новый бронебойный подкалиберный снаряд из обеднённого урана, что позволяет разрушать самую крепкую бронесталь. Заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» Вячеслав Халитов отметил также, что для 152 мм снарядов часто не требуется бронебойности в классическом понимании слова, так как кинетической энергии снаряда хватает, чтобы оторвать башню вражеского танка целиком даже без пробития её брони. Скорость полёта снаряда 1980 м/с за счёт применения ряда новых разработок. Кроме того, снаряд обладает меньшей потерей скорости на траектории, чего удалось достичь путем уменьшения размаха стабилизатора, что снижает сопротивление воздуха. Однако это потребовало отказа от традиционного для отечественных боеприпасов однобазового ведущего устройства и перехода, по примеру США, на двухбазовое. Недостатком такого решения является большая паразитная масса. Для преодоления данного недостатка российские конструкторы применили в нем легкие композитные материалы.

Ствол имеет внутреннее хромированное покрытие, позволяющее довести давление пороховых газов до 7700 атм., тогда как у большинства современных танковых орудий этот показатель не превышает 3000 атм.

Первоначальные известные штатные снаряды семейства «Грифель» для орудия 2А83 как любые бронебойные оперённые подкалиберные снаряды являлись неуправляемыми. Однако, поскольку 152-мм орудие 2A83 было разработано на базе орудия 2А65, модификация которого используется в тяжёлой САУ 2С19 «Мста-С», то часть экспертов предположила возможность использования управляемых снарядов от Мста-С типа «Краснополя». В целом идею, что Т-14 будут со 152-мм орудием и управляемыми снарядами доступны сценарии боевого применения, скорее напоминающие САУ, поддерживает и Виктор Мураховский, указывающий на эффективность борьбы с пехотой за счет осколочно-фугасных снарядов с дистанционным подрывом над её позицией, и называет Т-14 в таком сценарии «танком огневой поддержки». Конструкторы «Уралвагонзавода» также отмечают, что Т-14 со 152 мм пушкой превращается в некоторый гибрид танка и самоходной артиллерийской установки, поэтому называют этот вариант Т-14 не танком, а «боевой артиллерийской машиной» (БАМ).

Предположения экспертов о наличии управляемых снарядов для Т-14 также подтвердились заявлением специализированного конструкторского бюро НТИИМ, которое сообщило о запуске комплекса испытаний «Траектория» новых управляемых 152-мм снарядов для Т-14 и САУ «Коалиция-СВ», но разработчики отказываются сообщить их точные ТТХ, отмечая только, что данные боеприпасы будут иметь средства обхода перспективных средств ПВО, способных сбивать снаряды, а также будут способны на обход средств противодействия помехам РЭБ, что указывает на то, что данный боеприпас рассчитан не на танковые дуэли, а на поражение высокозащищённых объектов вроде зенитно-ракетных комплексов или командных пунктов, которые оказались в досягаемости Т-14 при танковых прорывах. Судя по раскрытию данных на сайте производителя, управляемые снаряды Т-14 будут корректируемыми активно-реактивными, так как «Траектория», предназначенная для наблюдения за реактивными двигателями активно-реактивных снарядов. Активно-реактивные снаряды отличаются большой дальностью, судя по тому, что тестовые стрельбы Т-14 управляемыми снарядами ведутся на полигоне, переоборудованном для них для дистанций 30-50 км, то, вероятно, это и является радиусом действия данного высокоточного боеприпаса.

Главным положительным следствием установки на танк такого нового орудия является уникально высокая мощность. К минусам можно отнести повышенные, в сравнении с 125-мм орудием, габариты. Более крупные боеприпасы требуют увеличения объёма под боеукладки, либо сокращения боекомплекта, чтобы вписать его в уже имеющиеся объёмы. Также гашение гораздо более мощного импульса отдачи диктует необходимость новых противооткатных устройств. Ещё одним немаловажным фактором, сдерживающим внедрение на танках 152-мм орудий, является отсутствие достойных целей на поле боя. По имеющимся данным, все состоящие в данный момент на вооружении иностранных армий основные боевые танки могут быть гарантированно поражены боеприпасами 125-мм орудия.

Немаловажно, что установка 152-мм орудия автоматически переводит Т-14 из основных боевых танков в класс тяжелых танков прорыва.

Ракетное вооружение Править

Как и свои предшественники, Т-14 будет иметь возможность запуска ракет через ствол пушки с помощью следующей версии ракетного комплекса «Рефлекс-М». Наличие способности стрельбы Т-14 управляемыми ракетами подтверждает отчёт экспертов из журнала Минобороны США OE Watch.

Виктор Мураховский также отмечает, что калибр 152 мм совпадает с ПТУР «Корнет» и позволяет использовать его ракеты, которые обладают вдвое большей дальностью (10 км против 5 км) и бронебойностью (1400 мм против 850 мм), чем ракеты калибра 125 мм у «Рефлекс-М» Также в номенклатуру «Корнет» входит ракета ПВО 9М133ФМ-3, существенно превосходящая возможности ПВО-ракеты Инвар-М для Рефлекс-М, которая хотя и может поразить зависающий вертолет, но радиус действия 9М133ФМ-3 в два раза выше (10 км) и, главное, эта ракета специально спроектирована для поражения воздушных целей на высоте до 9 км и самолётов со скоростями до 900 км/ч. Многие отечественные эксперты ратуют за 152 мм калибр именно из-за возможности запускать зенитные ракеты и выполнять функции ПВО.

Отметим, что критической необходимости реализовывать в Т-14 пуск 152 мм ракет нет, так как танк Т-14 предназначен для работы в тактической группе с тяжёлой БМП Т-15, которая уже вооружена ПТРК «Корнет» и более эффективна в обстреле воздушных целей из своей зенитной пушки.

Пулемётное вооружение Править

Пулемётное вооружение составляют зенитная установка с пулемётом 12,7-мм пулемета «Корд» с

5587058.jpg
5587100.jpg

боекомплектом в 300 патронов (плюс дополнительно в ЗиПе ещё 300), управляемая дистанционно командиром или наводчиком, и спаренный с орудием ПКТМ. Зенитный пулемёт «Корд» смонтирован в собственной роботизированной башне, интегрирован с АФАР-радаром танка, тепловизорами и способен поражать на дистанции до 1500 метров даже высокоскоростные цели, поэтому, кроме функции ПВО, интегрирован в комплекс активной защиты танка.

Спаренный с орудием пулемет ПКТМ располагается снаружи башни и соединен с орудием параллелограммным приводом. Он имеет постоянно готовый к бою боекомплект в 1000 патронов. Ещё 1000 патронов в лентах хранятся в расположенном на корме башни ящике ЗиП.

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) Править

Система управления огнем Править

Система управления огнем включает основной прицел наводчика, прицел командира, прицел-дублер с

5587139.jpg

Панорамный прицел командира

Прицел наводчика-оператора.jpg

Прицел наводчика-оператора

зависимой линией прицеливания и баллистический вычислитель.

Основной прицел наводчика оснащен визирным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером и встроенным лазерным каналом управления. Дальность распознавания цели типа «танк» составляет через визирный канал 5000 м, через тепловизионный не менее 3500 м. максимальная дальность, измеряемая дальномером, - 7500 м.

Комбинированный панорамный прицел командира располагает телевизионным и тепловизионным каналами, а также лазерным дальномером. Дальность распознавания цели типа «танк» через телевизионный канал составляет 5000 м, через тепловизионный - 3500 м.

Прицел-дублер с зависимой линией прицеливания способен распознать цель типа «танк» в дневное время суток на дистанции не менее 2000 м, в сумерках - не менее 1000 м.

Танк получил современный радар на активной фазированной антенной решетке, что позволяет использовать его в том числе как РЛС артиллерийской разведки в условиях ослепления аэрозольными мультиспектральными завесами. Существует возможность одновременного отслеживания до 40 динамических или 25 аэродинамических целей, контролируя территорию в радиусе до 100 км, автоматически уничтожая внутри означенной сферы цели размером до 0,3 м. Это немаловажно при использовании системы против зависающих воздушных целей, а также беспилотных летательных аппаратов.

Боевая информационная система представляет комплекс для расчета и вывода рекомендаций по управлению оружием и маневрированием. В ней реализована единая мультиплексная шина данных и модульная конструкция системы управления огнем. Ключевым отличием от систем прежних поколений стал резкий рост информированности о боевой обстановке как экипажа, так и командиров подразделений. Это произошло благодаря интеграции аппаратуры танка в комплекс единой системы управления тактического звена.

Следует отметить, что Т-14 предназначен не столько для одиночного боя, сколько для работы с другими боевыми машинами в одном тактическом звене. Единая система управления тактического звена, разработанная концерном «Созвездие», позволяет получать данные об обстановке в режиме реального времени и автоматически рассчитывать баллистические данные и сценарии поражения целей для всей группы боевых машин сразу. В связи с этим все боевые машины на платформе «Армата» получили возможность полного дистанционного управления стрельбой, включая захват и сопровождение целей. Недавно «Уралвагонзавод» сообщил, что планирует сделать Т-14 полностью дистанционно управляемым и способным вести бой без экипажа.

Также с системой управления огнем интегрирована аппаратура постановки аэрозольных и дымовых завес, а также аппаратура распознавания «свой-чужой».

В результате внедрения столь большого количества новых приборов танк, в сравнении со своими предшественниками, стал значительно сложнее по устройству, и его изучение требует больших знаний и длительной подготовки, хотя взаимодействие внутри системы «машина-экипаж» значительно упростилось. По мнению военного эксперта Виктора Мураховского, подготовка может занять полтора-два года, что можно реализовать только с экипажами, полностью состоящими из военнослужащих-контрактников. Зато высококвалифицированным танкистам новая машина позволяет реализовать ряд тактических приемов, недоступных ранее. К ним относится возможность массированного поражения целей одним танком с использованием автоматического сопровождения, в том числе на ходу. Среди российских военных существует понимание, что принятие на вооружение Т-14 повлечет за собой коренную реорганизацию учебного процесса и системы обеспечения и снабжения.

Истории известно множество случаев, когда появление на вооружении принципиально новых разновидностей боевой техники рождало масштабные изменения в организационно-штатной структуре подразделений. Судя по всему, боевые машины на платформе «Армата» не станут исключением. В Центральном военном округе в качестве эксперимента создали тяжелую танковую бригаду новой организации. Пока что на её вооружении находится техника старых образцов, но уже ведется отработка совместных действий танков и тяжелых БМП. Предполагается, что такое подразделение будет способно прорвать любую, сколь угодно мощную оборону противника.

Тактико-технические характеристики Править

Сравнение с другими танками Править

Ffd8b77d45897bb1f699a928a3e0af24.jpg

При сравнении Т-14 с танками НАТО следует отметить, что общее аналитическое агентство FMSO при Министерстве обороны США в своем отчёте отмечает, что Т-14 является танком следующего поколения относительно существующих. Как отмечает в этом отчете аналитик FMSO Чарльз Бартлез, Т-14 обладает целым рядом преимуществ перед существующими танками НАТО: радаром дальнего действия, активной подвеской, увеличивающей скорость и точность стрельбы танка, лобовой броней, непробиваемой современными ракетами и снарядами, а также активной системой защиты, способной перехватывать даже снаряды.

На текущий момент со штатной системой комплекса активной защиты, оборудованной АФАР-радаром с функцией автоматического вычисления позиции выстрела по танку ракетой или снарядом, поставляются только два танка в мире: Т-14 и израильский танк Меркава. Лобовая броня Меркавы более слабая, чем у Т-14, к тому же расположенный спереди танка двигатель нисколько не повышает защиту экипажа, а при пробитии лобовой брони танк практически гарантированно будет обездвижен, причём мехвод находится впереди сбоку от мотора. Активная защита как Меркавы, так и других перспективных танков НАТО не в состоянии отражать снаряды.

Мнение офицеров Генштаба Великобритании, что основной боевой танк Challenger 2 не может пробить защиту Т-14 своим орудием и потому нуждается в замене.

Газета Die Welt опубликовала информацию из заключения Министерства обороны ФРГ о необходимости

Leopard 2 и Т-14.jpg

Армата и Leopard 2 (Т-14 vs. Leopard 2А5)

срочной замены Leopard 2 в связи с появлением Арматы Т-14, что привело к созданию франко-немецкого объединенного танкового концерна. Пресса сообщает, что основной мотив опасений немецких военных совпадает с британскими, а именно неспособность Leopard 2 пробить защиту Т-14.

Китайские танкостроители заявляют, что их VT-4 превосходит Армату Т-14, но как аргумент выдвигают предположение, что их реализация трансмиссии лучше. При этом правительство КНР проявило интерес к закупкам Т-14.

По информации польских СМИ, Т-14 по своей боевой мощи превосходит все существующие в мире танки.

Необходимо заметить, что сравнение Т-14 с другими танками выходит за рамки просто таблиц с ТТХ. Журнал «National Interest» (англ. The National Interest) в сравнении Т-14 и Абрамс отмечает, что Т-14 имеет

Армата и Абрамс (Т-14 vs. М1А2).jpg

Армата и Абрамс (Т-14 vs. М1А2)

множество защитных технологий, которых нет не только в Абрамсе, но и ни в одном танке мира. Однако эксперт верит, что после выполнения модернизаций Абрамс сможет поражать Т-14. Ключевым критерием эксперт считает даже не защитные или атакующие средства Т-14 и Абрамса, а способность танка увидеть своего соперника раньше, то есть способности радаров и стелс-технологий, так как тот, кто смог увидеть соперника первым, по мнению эксперта, и выиграет бой.

Второй ключевой критерий, по мнению эксперта National Interest, - это способность ВПК РФ произвести достаточное количество Т-14 в условиях экономического кризиса. Экспертов National Interest поддерживает известный экономист Рик Смит, который отмечает, что Пентагон потерпел неудачу с программой Future Combat Systems, пытаясь создать танковую платформу, подобную Армате, и потратив $16,1 миллиардов долларов на исследования. Военные США поняли, что им требуется ещё 300 миллиардов долларов, и не могут себе это позволить. Однако экономически программа Арматы выглядит, по мнению Смита, не так дорогостояще.

Сам по себе выпуск Т-14 требует расширять критерии сравнения ТТХ танков за счёт новых технологий в танке нового поколения:

  • Требуется учитывать не просто скорость танка по шоссе, а скорость танка по пересеченной местности, которая за счёт активной подвески у Т-14 достигает 90 км/ч, что является рекордом, а также не должна серьезно страдать точность стрельбы от движения по пересеченной местности.
  • Наличие АФАР радара для обнаружения угроз и целей становится обязательным атрибутом современного танка.
  • Современный танк должен иметь различные стелс-технологии в инфракрасном, радио- и магнитных диапазонах.
  • Современный танк должен обладать не просто стелс-технологией как снижение заметности, а технологиями «динамического изменения сигнатур» в инфракрасном, радио- и магнитных диапазонах для блокирования систем распознания танка среди помех и ловушек с помощью библиотеки сигнатур.
  • Современный танк должен иметь средства автоматической постановки не просто дымовых завес, которые прозрачны в ИК- и радиодиапазоне, а автоматической постановки мультиспектральных завес непрозрачных в инфракрасном и миллиметровом диапазоне.
  • Требуется не просто наличие комплекса активной защиты, а способность активной защиты отражать не только ракетные атаки, но и сбивать подкалиберные бронебойные снаряды.
  • Требуется не просто наличие зенитного пулемета, а высокоточной роботизированной зенитной установки, способной сбивать в том числе ракеты и даже снаряды по данным АФАР-радара.
  • Современный танк должен быть оборудован электромагнитным оружием как минимум против ракет.
  • Лобовое бронирование танка должно превышать 1000 мм эквивалента.
  • Динамическое бронирование танка должно быть фактически неуязвимо для ручных гранатометов и с высокой вероятностью отражать атаки тяжелыми противотанковыми ракетами с тандемными боевыми частями.
  • Башня современного танка должна требовать не просто пробития брони, а серьезных разрушений для выведения башни из строя. Боеприпасы, рассчитанные на поражение заряжающего и стрелка мелкими осколками в башне, должны быть неэффективны против современного танка.
2.jpg

Основной танк Т-14 на базе ТГУП «Армата»

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики