ФЭНДОМ

7,62-мм. Cамозарядный карабин (снайперская винтовка) СК-16 Править

(2016 г./ ОАО «Концерн „Калашников“»./ Индекс ГРАУ- ... )

2d5950c44b43fd0e5dc73f097f5 prev.jpg
СК-16.jpg

История Править

Опыт российских операций от Кавказа до Сирии показал, что прицельный огонь на 800−1000 м стал реальностью. На этих и больших дистанциях прекрасно работают снайперские комплексы, но снайперы - штучный продукт, хирургический скальпель. А армии требуется рабочий, повседневный инструмент, способный как решать задачи на значительных расстояниях, так и быть эффективным с пары метров.

Тут маячит еще одна старая отечественная проблема. Не секрет, что АК-74, состоящий на вооружении у многих армий мира, в том числе и российской, один из самых… неточных. Его обычная кучность составляет 3,5 угловой минуты, в то время как его близкие родственники, израильские автоматы Galil и финский Valmet, стреляют уже гораздо лучше - около 1,5 угловой минуты. Современные версии «стоунеровки» M4 обеспечивают кучность в районе угловой минуты. А SCAR-H калибра .308 уверенно показывает кучность, сравнимую с кучностью болтовой винтовки - около 0,5 минуты. Такое отставание имеет целый комплекс причин, но основа провала - спорная советская концепция о более эффективном поражении противника автоматическим огнем. Путем статистических выкладок доказывалось, что личному оружию пехотинца не требуется большая точность. Однако в современных боевых действиях всё оказалось не так - сегодня в бою автоматический огонь ведется только пулеметами. В итоге давно назрела необходимость в мощном, точном и самозарядном карабине.

Перед началом работы был проведен анализ недостатков СВД. Необъяснимо длинный и тонкий ствол, на который невозможно установить дульные устройства - эффективный пламегаситель или глушитель. Линейной зависимости кучности боя от длины ствола вообще не существует. Крепление прицела на боковую планку представляет серьезную проблему. Практика показала, что ствол и боковая база прицела не бывают соосны никогда. На СВД невозможно установить предобъективную насадку - ночного видения или тепловизионную. Отдельная проблема - патрон. Начнем с того, что у нашей страны для подобного оружия нет подходящего мощного патрона, что, конечно, стыдно и странно. Стоящему на вооружении Российской армии винтовочному патрону 7,62х54 мм принадлежит грустный рекорд: это старейший используемый в военных целях винтовочно-пулеметный патрон в мире. Он был разработан еще в позапрошлом веке специально для трехлинейной винтовки Мосина. Главная его проблема - выступающая фланцевая закраина, сильно ограничивающая варианты работы затвора и автоматики. Поэтому Демьян Беляков пока ориентируется на габариты натовского 0.308. Адаптация на близкий по длине отечественный патрон любого калибра займет минимум времени.

СК-16 разработан конструкторами концерна «Калашников» Евгением Ерофеевым и Демьяном Беляковым. Проект находится в стадии разработки и проведения испытаний. Впервые данный перспективный образец общественность увидела в репортажах о визите главы «Ростеха» Сергея Чемезова на ижевское оружейное предприятие.

Ранний прототип карабина.jpg

Ранний прототип СК-16, показанный Чемезову, имеет классический газовый двигатель с отводом пороховых газов в камеру, закрепленную примерно в 150 мм от дульного среза. 

Описание Править

В проекте используется масса оригинальных идей, которые по тем или иным причинам пока не получили широкого распространения в области стрелкового оружия, но при этом представляют большой интерес как для конструкторов, так и для стрелков.

CK-16 - модульная конструкция, позволяющая менять любые узлы. Это дает возможность производить подгонку оружия «под стрелка и под задачи» прямо в поле, заменять в условиях полевых мастерских ствол - самую изнашиваемую часть оружия. И даже менять калибр оружия на производстве без перестройки сборочного процесса. Прицел на CK-16 крепится на стальную планку Пикатинни, служащую также базой для крепления ствола и направляющими для затворной группы. Похожее решение было применено на МА - малогабаритном автомате Драгунова 1974 года, который, к сожалению, был недооценен и в серию не пошел. Такое решение позволяет на производстве технологично добиться соосности всех важнейших узлов винтовки, что представляет неразрешимую проблему для АК и СВД: сегодня любая операция со снятием прицела приводит к необходимости заново пристреливать оружие.

Интересная особенность СК-16 - принцип работы автоматики. Бич традиционных автоматических винтовок с газовым двигателем, где энергия возникает благодаря отводу пороховых газов через газоотводное отверстие в стенке ствола, - паразитные колебания ствола. Именно поэтому многие снайперские подразделения мира используют неавтоматическое оружие. В винтовке Белякова ствол крепится только к прицельной планке - ни цевье, ни газовый двигатель не оказывают влияния на него при стрельбе. Устройство автоматики выполнено по "лафетной схеме", более характерной для артиллерии (ранее применена например, в конструкции АН-94 "Абакан"), где ствол откатывается при выстреле вместе с затвором. Она даёт весьма существенное преимущество в кучности при стрельбе очередями фиксированной длины за счёт смещения импульса отдачи. В конце откатной траектории ствола срабатывает не пружинный демпфер, а гидравлический амортизатор. Проект предлагает использовать отвод газов для работы автоматики при помощи специального устройства, расположенного на дульном срезе ствола. Надульный газоотводчик приводит в движение подвижные части после того, как пуля покидает ствол, устраняя таким образом паразитные вибрации системы в самый критический момент прицельной стрельбы. Одним из первых такую конструкцию применил Питер Маузер в своей автоматической винтовке 1902 года В СК-16 забор давления для работы автоматики происходит после дульного среза, полностью снимая паразитные колебания ствола во время движения по нему пули, характерные для винтовок с боковыми газовыми двигателями. Похожее решение было применено в снайперской винтовке ТКБ-0145 тульского конструктора А. Адова, в которой удалось добиться надежной работы автоматики даже на более слабом патроне. Рукоятка у СК-16 не сопровождает затворную раму во время стрельбы, однако в случае задержки и неподачи патрона позволяет надежно сцепить ее с затворной рамой одним движением и досылать патрон хоть ударом.

Самая заметная особенность конструкции - откат блока ствола и ствольной коробки. Этот прием повсеместно используется в артиллерии, ранее он также применялся в олимпийских спортивных пружинно-поршневых пневматических пистолетах и винтовках, но в боевом стрелковом оружии встречается крайне редко. Самый известный пример - автомат Никонова АН-94. Однако откат в нем используется для того, чтобы «успеть» сделать два выстрела за один цикл отката. Фактически в сторону противника быстро вылетают две пули, что теоретически увеличивает вероятность поражения. Однако прицельные приспособления у АН-94 находятся на разных базах - мушка расположена на стволе и двигается вместе с ним, а целик - на задней части ствольной коробки и остается неподвижным. Необходимые технологические люфты в системе не позволяют совмещать их единообразно от выстрела к выстрелу, и в результате невозможно понять, куда прилетит даже первая пуля в цикле, а тем более - вторая. В СК-16 нет режима автоматического огня, и откат используется только для рассеивания энергии отдачи. За счет очень простого гидравлического амортизатора импульс отдачи «размазывается» по времени, и часть энергии отдачи переходит в тепло. Кроме того, не будем забывать, что выстрел только кажется мгновенным. В действительности во время выстрела на оружие действует несколько импульсов: пуля пытается закрутить винтовку в сторону, противоположную своему вращению. Затворная рама бьет по затвору и поворачивает его, стремясь повернуть винтовку в сторону. Затем происходит экстракция гильзы - ряд слабых «ударчиков», финиш затворной рамы в крайнем заднем положении, - и всё повторяется в обратном порядке. В общем, винтовку или автомат во время стрельбы потряхивает в разных направлениях, а откат позволяет «спрятать» это множество импульсов «внутри» одного движения стреляющего агрегата.

Можно сравнить это с дракой в электричке, проходящей мимо платформы, на которой стоит наблюдатель. Вы этого просто не замечаете, хотя событие происходит в паре метров от вас. Поскольку прицел - открытый или оптический - движется вместе со стреляющим агрегатом, его положение от выстрела к выстрелу относительно канала ствола совершенно не меняется. А скорость процессов откат/накат не позволяет глазу даже заметить движение.

Все это работает на одну цель - сделать смещения ствола и прицела минимальными после каждого выстрела. В идеале стрелок должен четко видеть результат стрельбы и иметь возможность быстро сделать повторный прицельный выстрел. Перекрестие прицела не должно уходить с цели после выстрела. Только такая тактика гарантирует максимальную эффективность стрелкового огня самозарядной винтовки.

Kalashnikov-SK-16-razborka.jpg

Cтвольная коробка состоит из двух частей. В верхней части расположены крепления и направляющие ствольной группы и затвора, а в нижней части - детали ударно-спускового механизма и приемная шахта магазина. Данная конструкция позволяет использовать защищенную от колебаний планку для установки прицелов.

Рукоятка перезарядки не имеет постоянной жесткой связи с затворной рамой. Во время стрельбы она остается неподвижной, однако при необходимости может взаимодействовать с внутренними агрегатами оружия для выполнения требуемых действий.

Следующая фишка - двухсторонняя экстракция гильзы с «горячим» переключением направления выброса - пока не применялась нигде, и, очевидно, в «железных» прототипах стоит ожидать непредвиденных трудностей на этом пути. При успешной реализации данной особенности будет гораздо комфортнее вести огонь из тесных закрытых пространств, таких как автомобиль или оконный проем. Незаменима эта опция и для левшей.

Телескопический приклад с регулировкой затыльника, складной вбок. Двухсторонний рычаг предохранителя расположен над рукояткой управления огнём. Для облегчения контроля количество патронов магазин планируется делать с прозрачной тыльной стороной.

К другим особенностям СК-16 относятся возможность быстрой замены ствола в полевых условиях, наличие планки Пикатинни MIL-STD-1913 для монтажа механических, дневных и ночных оптических прицелов, цевье с планочным интерфейсом для крепления тактических аксессуаров

При выборе калибра СК-16, авторы решили отказаться от самого старого из стоящих на вооружении винтовочных патронов, 7,62 x 54R c  архаичной закраиной, в пользу безфланцевого штатного патрона НАТО 7,62 x 51 мм (.308 Win). В пользу данного шага говорит и то, что выпуск патронов 7,62 x 51 мм давно освоен российской промышленностью и они выпускаются на Тульском, Барнаульском и Новосибирском патронных заводах. Кроме того, в СК-16 заложена модульная конструкция,  позволяющая менять калибр оружия на производстве без перестройки технологии сборки. 

ТТХ Самозарядного карабина СK-16 Править

Kalashnikov-SK-16-vid-pod-uglom.jpg
Тип: Самозарядный карабин (снайперская винтовка)
История производства
Конструктор: Демьян Беляков, Евгений Ерофеев
Разработан: 2016 год
Производитель: Концерн Калашников
Характеристики
Патрон: 7,62×51 мм НАТО
Калибр, мм: 7,62
Принципы работы: Отвод пороховых газов, откат ствола и ствольной коробки, самозарядный
Вид боепитания: Отъёмный магазин с прозрачной тыльной частью

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики