ФЭНДОМ

СССР Править

   Союз Советских Социалистических Республик, также СССР, Советский Союз - государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии. СССР занимал почти 1/6 часть обитаемой суши Земли; на момент распада был самой крупной по площади страной мира. Образован на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского царства и некоторых других территорий.

Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным социалистическим государством.

После Второй мировой войны СССР имел сухопутные границы с Афганистаном, Венгрией, Ираном, Китаем, КНДР (с 9 сентября 1948 года), Монголией, Норвегией, Польшей, Румынией, Турцией, Финляндией, Чехословакией и морские с США, Швецией и Японией.

СССР был создан 30 декабря 1922 года путём объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в одно государственное объединение с единообразным правительством, столицей в Москве, исполнительной и судебной властями, законодательными и правовыми системами. Союзные республики (в разные годы от 4 до 16), по Конституции, считались суверенными государствами; формально за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Среди 50 стран-основателей ООН наряду с СССР были и две его союзные республики: БССР и УССР.

В 1941 году СССР вступил во Вторую мировую войну, а после неё, наряду с США, был сверхдержавой. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма, а также был постоянным членом Совета безопасности ООН.

Процесс распада СССР характеризовался острым противостоянием между представителями центральной союзной власти и новоизбранной властью на местах (Верховные советы, президенты союзных республик). В 1989-1990 годах начался «парад суверенитетов». 17 марта 1991 года в 9 из 15 республик СССР был проведён Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором более двух третей голосовавших граждан высказались за сохранение обновлённого союза. Но после Августовского путча и последовавших за ним событий сохранение СССР как государственного образования стало фактически невозможным, о чём было заявлено в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, подписанном 8 декабря 1991 года. 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. В конце 1991 года Российская Федерация была признана государством-продолжателем Союза ССР в международно-правовых отношениях и заняла его место в Совете Безопасности ООН
Flag of the Soviet Union.svg.jpg

Флаг СССР

Карта СССР (1945–1991).png

Карта СССР (1945–1991)

Coat of arms of the Soviet Union.svg.jpg

Герб СССР

Государства-основатели Государства после распада СССР
Флаг РСФСР в 1918-1937 гг.png

РСФСР

Флаг Белорусской ССР.png

БССР

Флаг.jpg

Россия

Флаг-3.jpg

Казахстан

Флаг-0.jpg

Грузия

Флаг-1461486683.jpg

Молдавия

Флаг-1461486944.jpg

Латвия

Флаг УССР с 1949 года.png

УССР

Флаг Закавказской СФСР.png

ЗСФСР

Флаг-1.jpg

Белоруссия

Флаг-1461485683.jpg

Туркменистан

Флаг-1461486303.jpg

Киргизия

Флаг-1461486843.jpg

Азербайджан

Флаг-1461487081.jpg

Литва

Флаг-2.jpg

Армения

Флаг-1461485824.jpg

Узбекистан

Флаг-1461486090.jpg

Украина

Флаг-1461486456.jpg

Таджикистан

Флаг-1461487110.jpg

Эстония

Столица

Москва

Крупнейшие города

Москва, Ленинград, Киев, Ташкент, Баку, Харьков, Минск, Горький, Новосибирск, Свердловск

Язык(и)

русский (де-факто)

Денежная единица

рубль СССР

Часовые пояса

+2…+12

Интернет-домен

.su

Телефонный код

+7

Площадь 22 402 200 км²  (На момент распада в 1991 году)
Население 293 047 571 чел.  (на 1989 г.)
Форма правления однопартийная (до 1990 года) парламентская (советская) республика (1922-1991)
Фактический лидер страны
-1922-1924          Владимир Ильич Ленин
-1924-1953          Иосиф Виссарионович Сталин
-1953                   Георгий  Максимилианович Маленков
-1953-1964          Никита Сергеевич Хрущёв
-1964-1982          Леонид Ильич Брежнев
-1982-1984          Юрий Владимирович Андропов
-1984-1985          Константин Устинович Черненко
-1985-1991          Михаил Сергеевич Горбачёв

География СССР Править

РСФСР в 1922 году.png

РСФСР в 1922 году

Территория СССР (1945–1991).jpg

Территория СССР (1945–1991)

Территория РСФСР с 1956 года.png

Территория РСФСР с 1956 года

Территория Белорусской ССР.png

Территория Белорусской ССР

Территория УССР на момент распада СССР.png

Территория УССР на момент распада СССР

Территория Закавказской СФСР.png

Территория Закавказской СФСР

Располагаясь на территории площадью 22 400 000 квадратных километров, Советский Союз был крупнейшим государством мира. Он занимал почти шестую часть суши, а его размеры были сопоставимы с размерами Северной Америки. Европейская часть составляла четверть территории страны и являлась её культурным и экономическим центром. Азиатская часть (до Тихого океана на востоке и до границы с Афганистаном на юге) была гораздо менее населённой. Протяжённость Советского Союза составляла более 10 000 км с востока на запад (через 11 часовых поясов) и почти 7200 километров с севера на юг. На территории страны располагалось пять климатических зон.

Советский Союз имел самую протяжённую границу в мире (более 60 000 км) и граничил с Норвегией, Финляндией, Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Китаем,Монголией, Северной Кореей, Японией и США (с 1945 по 1991 годы).

Самой длинной рекой Советского Союза была Обь с Иртышом (5410 км). Самая высокая гора - пик Коммунизма (7495 м.) в Таджикской ССР. СССР имел выход к крупнейшему в мире озеру - Каспийскому морю(совместно с Ираном), а на его территории располагалось самое глубокое и самое большое в мире по объёму пресноводное озеро - Байкал.

История СССР Править

Основная статья: История СССР

См. также: Октябрьская революция и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

Образование СССР (1922—1923) Править

Основные статьи: Договор об образовании СССРМеждународно-правовое признание СССР

29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР. Этот документ был утверждён 30 декабря 1922 года I-м Всесоюзным съездом Советов и подписан главами делегаций. Эта дата и считается датой образования СССР, хотя Совет Народных Комиссаров СССР (Правительство) и наркоматы (министерства) были созданы только 6 июля 1923 г.

Формально в состав СССР первоначально входили только 4 союзные республики, однако некоторые другие республики уже имели договорные отношения между собой, поэтому реальная картина межгосударственных отношений на момент образования СССР выглядела следующим образом:

  • Российская СФСР
  • Закавказская СФСР
    • Армянская ССР
    • Азербайджанская ССР
      • Нахичеванская СР
    • Грузинская ССР
      • ССР Абхазия
  • Украинская ССР
  • Белорусская ССР

В последующие годы произошло упорядочивание этой системы. При национально-территориальном размежевании народов Средней Азии были ликвидированы де-юре Бухарская Советская Социалистическая Республика и Хорезмская Советская Социалистическая Республика (образованные после установления просоветской власти в бывших вассалах Российской империи Бухарском эмирате и Хивинском ханстве, на их месте были образованы новые союзные республики. Для Нахичеванской Советской Республики был определён статус АССР. Закавказская СФСР была расформирована, непосредственно входившие в неё ССР получили статус союзных, а ССР Абхазия (договорная с Грузией) понижена в статусе до АССР.

Довоенный период (1923—1941) Править

В. И. Ленин-основатель и первый руководитель СССР.jpg

В. И. Ленин - основатель и первый руководитель СССР

Труд заключённых на строительстве Беломор-канала.png

Труд заключённых на строительстве Беломоро-Балтийского канала

И. В. Сталин-преемник Ленина.jpg

И. В. Сталин - преемник Ленина

С осени 1923 года, и особенно после смерти В. И. Ленина, в руководстве страны развернулась острая политическая борьба за власть. Утвердились авторитарные методы руководства, использовавшиеся И. В. Сталиным для установления режима единоличной власти.

С середины 1920-х годов началось сворачивание новой экономической политики (НЭП), а затем — проведение форсированной индустриализации и коллективизации. В 1932—1933 годах в стране разразился массовый голод, который унёс жизни более семи миллионов советских граждан.

После ожесточённой внутрипартийной борьбы, к концу 1930-х годов сторонники Сталина полностью подчинили себе структуры правящей партии. В стране была создана тоталитарная, строго централизованная общественная система.

С этого момента вступает в действие система сталинских репрессий, первично направленная на изгнание и дальнейшее изничтожение бывших соперников во власти, а затем необходимая для укрепления авторитарной систематики, устранения гражданских масс, возведения в абсолют правительствующий ранг Вождя, искоренения каких-либо сепаратных настроений и установление повсеместной диктатуры. Появляется система Главных Управлений лагерями, ужесточается внешняя и внутренняя политика, начинается тоталитарная экспансионная политика с вынесением неограниченных полномочий органам безопасности на завоёванных территориях и с соответствующими совершаемыми военными преступлениями (Катынский расстрел и другие). Эти же действия, по мнению просоветских историков, дают импульс к окончательному формированию единого советского общества, служат формированию советской государственности в общностную сверхдержаву, не дают западноевропейским дипломатам сформировать антисоветскую коалицию, усиливают внутреннюю сплочённость и патриотическую волю, и в конечном итоге оказывают помощь в правильной стратегической позиции Советского Союза в грядущей Второй мировой войне.

В 1939 году были заключены советско-германские договоры (в том числе так называемый пакт Молотова -Риббентропа), поделившие сферы влияния в Европе, в соответствии с которыми ряд территорий Восточной Европы определялся как сфера интересов СССР. В начале Второй мировой войны в 1939 году произошло присоединение к СССР входивших на тот момент в состав Польской Республики Западной Украины и Западной Белоруссии; это территориальное изменение расценивается по-разному: и как «возвращение», и как «аннексия». Уже в октябре 1939 года город Вильно и Виленская область были переданы Литве.

В 1940 году в состав СССР вошли Эстония, Латвия, Литва, Бессарабия (аннексированная Румынией в 1918, см. Бессарабия в составе Румынии) и Северная Буковина, созданыМолдавская, Латвийская, Литовская (включая три района Белорусской ССР, вошедших в состав Литовской ССР в 1940 году) и Эстонская ССР. Присоединение Прибалтики к СССРрасценивается разными источниками как «добровольное присоединение» и как «аннексия».

В 1939 году СССР предъявил Финляндии ультиматум об изменении её политики, но Финляндия отказалась. Начатая СССР после предъявления ультиматума советско-финская война (30 ноября 1939 - 12 марта 1940) нанесла удар по международному авторитету страны (СССР был исключён из Лиги наций). В связи со сравнительно большими потерями и неподготовленностью Красной армии затянувшаяся война была закончена до разгрома Финляндии; по её итогам от Финляндии к СССР отошлиКарельский перешеек, Приладожье, Салла с Куолаярви и западная часть Рыбачьего полуострова. 31 марта 1940 года была образована Карело-Финская ССР (со столицей в Петрозаводске) из Карельской АССР и перешедших от Финляндии территорий (кроме Рыбачьего полуострова, перешедшего в состав Мурманской области).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики