ФЭНДОМ

Править

Симфоник-метал
Направление: метал
Истоки: пауэр-метал

готик-метал
симфоническая музыка

Место и время возникновения: середина 1990-х, Европа
Годы расцвета: 2000-е годы
Поджанры:
симфо-блэк-металсимфо-пауэр-метал
Родственные:
симфо-рокфолк-металдум-металнеоклассический метал

Симфоник-метал Править

Симфо́ник-метал или си́мфо-метал (англ. symphonic metal - «симфонический металл») - музыкальный стиль, в котором соединены метал и симфоническая оркестровая музыка. В симфоническом метале часто используются высокий женский вокал (стилизованный как «оперный»). При записи альбомов обычно приглашаются малый симфонический оркестр и академический («камерный») хор. Для жанра характерны концептуальные альбомы, яркие театральные шоу во время концертных выступлений, сценические костюмы на концертах, высокохудожественные клипы, эксплуатирующие мистическую эстетику «тёмных веков», «нового средневековья», стим-панка, трансгуманизма, а так же различных миров в жанре «фэнтези» и готических романов.

Характеристики Править

Музыкальный стиль Править

В отличие от большинства других стилей метала, где ведущие вокалисты как правило мужчины, в симфоническом метале активно задействован женский вокал, как правило высокий - сопрано или меццо-сопрано (его часто, но ошибочно называют «оперным»). Многие вокалистки в этом стиле, к примеру, Тарья Турунен (Nightwish)Лори Льюис (Therion)Флор Янсен (After Forever, Nightwish)Симона Симонс (Epica), имеют классическое музыкальное образование и в своём имидже нередко подражают оперным певицам. Именно вокалистки обычно становятся лицами симфо-метал групп, их часто называют «королевами металла».

Помимо женского сопрано, симфонический метал может похвастаться доставшимся ему от готического метала стилистическим приёмом «красавица и чудовище», где чистому женскому высокому голосу оппонирует грубый мужской рык - гроулинг, либо мужской хриплый сухой крик - скриминг.

Но всё же главной характеристикой музыкального стиля «симфонический метал» является не стилизованный под «оперу» вокал, а симфонический оркестр и его эффект симфонического звучания (др.-греч. συμφωνία - созвучие, унисон, созвучное многоголосие). Основу симфонического оркестра составляют четыре типа секций инструментов:

  • струнные смычковые
  • медные духовые
  • деревянные духовые
  • ударные (перкуссия)

В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие вспомогательные инструменты - прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин; в особых случаях - вводятся различные «экзотические» для симфонического оркестра вспомогательные инструменты - ситар, домра, балалайка и т. д.).

Ввиду дороговизны и сложности записи проектов таких масштабов, как симфонический оркестр в полном составе, симфо-металисты обычно ограничиваются всего лишь одной смычково-струнной секцией (скрипки, альты, виолончели), с небольшими вариациями и дополнениями перкуссии и щипковых струнных. Из относительно редких примеров записи альбома с симфоническим оркестром в полном составе можно привести альбом The Holographic Principle группы Epica. Музыкальные инструменты в симфоническом оркестре объединены в группы - как правило, в малом симфоническом оркестре, который работает с жанром «метал», к примеру, может быть группа из 5-10 скрипачей и группа из 3-5 виолончелистов (возможно и больше, но ввиду дорогой и сложной записи, для большинства симфо-метал проектов это редкие случаи). Каждая группа инструментов исполняет свою партию в унисон, чем и достигается эффект симфонического звучания. Этим симфонический метал принципиально и отличается от схожих с ним направлений - готик-метала и пауэра с высоким женским вокалом, несмотря на то, что в них могут встречаться отдельные партии одинокой скрипки или одинокой виолончели, или органа.

Так же стоит заметить, что наличие в группе клавиш, органа или органного сэмпла, придающие звуку «атмосферность», часто рассматриваются любителями как очевидный признак «симфонической» музыки. Но сам по себе орган не входит ни в одну из четырёх секций симфонического оркестра, являясь всего лишь дополнительным инструментом в ряде случаев. Собственно, различные органы исторически были характерны для европейской церковной музыки (органной музыки), отчего и полюбились изначально поклонникам средневековой мистики и оккультизма - ранним Led Zeppelin и Black Sabbath, а впоследствии так-же и готик-року, который экспериментировал с синтетическими звуками и сэмплами на основе модуляций, близких к органному звуку (откуда они и перекочевали в дум и готик-метал).

Другой важной характеристикой симфо-метала может являться академический вокальный хор (иногда так же камерный хор), который так же может обладать эффектом симфонического созвучия, симфонического крещендо.

По своей музыкальной форме симфо-метал часто неоднороден. Отчасти это связано с истоками симфо-метала - меланхоличный, неторопливый, мистический дум-готик и активный, торжественный, более подвижный пауэр являли собой некие противоположности по своей ритмической структуре и настроению. С другой стороны - трудно исключать связь с влиянием симфонической музыки - помимо изначальной древней идеи «симфонии» как унисонного звучания и коллективного пения, «симфонизм» с 16 века стал развиваться (и пониматься) как сложная форма произведения, сочетание разных музыкальных форм. Так или иначе, симфо-метал нередко тяготеет к оперности, концептуализму, масштабности, большой форме.

Художественный жанр Править

Симфонический метал сложился не только как чисто музыкальный стиль, но и как своеобразный художественный комбинированный жанр, соприкасающийся с театром, оперой, дизайном, модой, философскими концепциями.

На концертах музыканты нередко облачаются в костюмы, комбинирующие в себе элементы средневековых костюмов и современного БДСМ (концепция «нового средневековья»), эстетику стим-панка и моду Викторианской эпохи, костюмы героев фэнтези и т. д. Иногда на лица наносится грим, особенно если на сцене разыгрывается небольшой мини-спектакль, отражающий сюжет и тематику песен. В клипах музыканты нередко превращаются в полноценных актеров, либо для этого приглашаются профессиональные актёры. Порой клипы наиболее полно отражают весь спектр жанра симфонический метал.

Темы сюжетов для лирики так-же черпаются из эстетики средних веков, стим-панка, нового средневековья, трансгуманизма, фэнтези и готики (из-за чего жанр симфо-метала часто путают с готическим музыкальным стилем метала, в котором жанровые элементы очень схожи и даже пересекаются). Например, первый альбом Epica The Phantom Agony был посвящён теме опасности возрождающейся религии и грядущих «Новых Тёмных Веков» в 21 веке. В последнем альбоме The Holographic Principle Epica обращается к проблематике трансгуманизма и грядущей цифровой утопии.

История Править

Кристофер Йонсон (слева),лидер группы Therion

Кристофер Йонсон (слева), лидер группы Therion и один из основателей симфоник-метала

Туомас Холопайнен,лидер Nightwish

Туомас Холопайнен, лидер Nightwish, играет на синтезаторе, оформленном как орган

Предтечами симфоник-метала были такие готик-металические группы как The Gathering и Theatre of Tragedy, применявшие в своей музыке клавишные инструменты и женский вокал. Эксперименты по совмещению оркестра и металла проводили такие группы, как SavatageRage и Symphony X.

Появление симфоник-метал как отдельного жанра связывают с выходом альбома Theli шведской группы Therion в 1996 году. Therion и в предыдущих альбомах иногда соединяли метал и симфонические аранжировки, но именно на Theli жанр оформился окончательно, став новым явлением на тяжёлой сцене.

1997 год стал самым важным годом в развитии симфоник-метала. В этот год вышли дебютные альбомы сразу четёрых групп, оказавших в дальнейшем большое влияние на жанр. Nightwish и Rhapsody использовали симфонические аранжировки на основе пауэр-метала. Дебютный альбом нидерландцев Within Temptation был выдержан в жанре готик-метал, но уже на следующем альбоме Mother Earth группа перешла к «чистому» симфоник-металу. Наконец, группа Haggard на дебютном альбоме And Thou Shalt Trust... the Seer продемонстрировала тяжёлый, мрачный и авангардный симфоник-метал с использованием большого количества симфонических инструментов и гроулинга.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов появился целый ряд групп с «оперным» женским вокалом. В их числе After ForeverDelain (проект экс-клавишника Within Temptation), EdenbridgeEpica (группа бывших участников After Forever), сайд-проект бывшей вокалистки Theatre of Tragedy Лив Кристин Leaves’ Eyes, а также LunaticaTristaniaSirenia, Xandria. С середины 2000-х симфоник-метал стал одним из самых популярных жанров металлической музыки в центральной и северной Европе. Некоторые группы, в особенности Nightwish, добились большого коммерческого успеха. В 2013 году Nightwish приняли участие в создании первого симфоник-металлического музыкального фильма - «Воображариум» (по их альбому Imaginaerum).

В США группы этого жанра менее многочисленны. Здесь есть целый ряд коллективов, основное творчество которых относится к пауэр- или неоклассикал-металу, но есть и элементы симфоник-метала. Это, в частности, KamelotTrans-Siberian OrchestraSymphony X.

Влияние симфоник-метала на другие жанры Править

Apocalyptica

Apocalyptica - группа, играющая «челло-метал»

Мода на сифмонические аранжировки затронула и блэк-метал. Такие группы как Cradle of FilthDimmu Borgir и Graveworm выдвигают на передний план клавишные инструменты, что шло вразрез с канонами тру-блэка. В дальнейшем Cradle of Filth даже записали ряд дуэтов с женщинами-вокалистками. Позже такие группы как Bal-Sagoth и Summoning стали использовать клавишные и оркестр не менее активно, чем гитары.

Популярность симфонических аранжировок распространилась и на старые хеви-метал группы. MetallicaАрияScorpionsRageU.D.O. записывались и выступали с оркестром, а Manowar записали альбом концептуальный альбом Gods of War с явными элементами симфоник-метала.

Музыку группы Apocalyptica, играющей метал на виолончелях, также часто характеризуют, как симфоник-метал. Однако она не восходит ни к одному из его подвидов, а является экспериментом музыкантов, начавшимся с камерных инструментальных кавер-версий классических метал-групп, таких как Metallica. В английском языке появился термин челло-рок (англ. cello-rock - рок на виолончелях), характеризующий подобный стиль.

В последние годы многие группы из других видов метала обращаются к этому жанру и развивают его путём смешений и экспериментов. Так, исполнители фолк-метала, в котором также используются смычковые и духовые инструменты, нередко размывают границу между этими двумя жанрами. Финская группа Turisas применила симфонический оркестр и хор на альбоме Stand Up and Fight. Другой пример смешения фолк- и симфоник-метала - поздние альбомы группы Mägo de Oz. Авангардный проект Diablo Swing Orchestra продемонстрировал сочетание классического вокала и симфонических инструментов с инструментами и ритмической структурой джаза.

Тематика Править

Выступление Leaves Eyes 2016

Выступление Leaves Eyes с участием исторических реконструкторов в костюмахвикингов

В симфоник-метале широко распространены тексты на темы истории, мифологии, религии, фэнтези. Нередко встречаются и лирические тексты о личных переживаниях и природе.

Группы часто записывают концептуальные альбомы, стилизованные под эпические поэмы или оперы. Например, альбом Therion Secret of the Runes посвящён девяти мирам скандинавской мифологии, так же как и все остальные работы группы основаны на мифологии и мистике. Альбом Leaves’ Eyes Vinland Saga посвящён открытию Америки викингом Лейфом Эриксоном, их же альбомы Njord и Meredead посвящены мифологии. Целый ряд альбомов Cradle of Filth основан на мистической литературе Лавкрафта, Баркера и Ле Фаню или биографиях зловещих исторических фигур вроде Синей Бороды и графини Батори. Haggard сочиняли альбомы по биографиям Нострадамуса и Галилея, Kamelot - по истории Фауста, Xandria - по библейской легенде о Саломее. Все альбомы Bal-Sagoth и Rhapsody представляют собой многосерийную эпопею в жанре фэнтези, а основная тема текстов Summoning - произведения Джона Толкина в том же жанре. Альбомы Trans-Siberian Orchestra - рок-оперы со сказочными сюжетами.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики